Направление: духовно-нравственное
Название реализованной воспитательной практики:
проект «Детский мюзикл»
Авторы предъявляемого педагогического опыта: Левина О.С., музыкальный руководитель.
Оригинальная идея: исходя из того, что классическое музыкальное занятие состоит из музыкально-ритмических движений, распевания и пения, слушания музыки и музыкальных игр, иногда на развитие музыкальных способностей и творчество остается не так много времени. Таким образом, возникла необходимость привлечения новых форм и приёмов развития музыкальных способностей детей. У меня родилась идея: использовать постановку и проведение детских мюзиклов как нетрадиционную форму развития творческих способностей детей.
От задумки – до результата:
«Мюзикл: разговорный жанр для не умеющих петь
и музыкальный — для не умеющих говорить…»
Шарль Азнавур.
- Актуальность
Музыкальное искусство является богатейшим и действенным средством духовно-нравственного воспитания, обладает большой силой воздействия и воспитания чувств человека. Музыка наилучшим способом позволяет развивать все хорошее, изначально заложенное в ребенке.
Реализация творческих задатков и воспитание креативной личности является основополагающей задачей, начиная с дошкольного этапа образования. Немаловажную роль в формировании данных компетенций играют педагоги ДОУ, в частности и музыкальный руководитель.
Что такое мюзикл?
Мю́зикл — это музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, важную роль играет хореография.
Этот жанр — яркий, современный — не может оставить равнодушным ни взрослого, ни ребенка. Это всегда яркое зрелище, где много музыки, танцев, песен. Много красоты и радости. Для детей — участие в музыкальных спектаклях — это уникальная возможность реализовать сразу все свои творческие способности. Одновременно можно и петь, и танцевать, и играть! А еще, выступать в прекрасных ярких костюмах, играть на красивой сцене с современными декорациями и спецэффектами!
Участниками проекта являются: дети подготовительной группы (6-7 лет), музыкальный руководитель, воспитатели.
С 2016 по 2020гг. ведется долгосрочный проект «Детский мюзикл». В рамках этого проекта были поставлены мюзиклы: «Снежная королева», «Золушка». Но самыми удачными, по моему мнению, получились мюзиклы «Белоснежка и 7 гномов», «Спящая красавица», «Аленький цветочек», сценарий и музыку к которым написала я сама.
Сюжеты для постановки детских мюзиклов чаще всего беру из известных литературных произведений (сказок).
На занятиях с детьми мы знакомимся со сказкой, лежащей в основе мюзикла, слушаем музыку, подбираем роли, разучиваем общие песни и танцы. А все индивидуальные номера разучиваю уже индивидуально. Готовый вариант мюзикла дети видят только на празднике, поэтому у них не теряется интерес.
При постановке мюзикла я веду работу с детьми в 3 направлениях:
музыкальное направление (вокально-хоровая деятельность):
- постановка и развитие детского певческого голоса;
- формирование вокально-исполнительных умений;
- подготовка вокального репертуара;
- разучивание и освоение вокальных партий;
- формирование певческого дыхания, интонации, дикции.
театральное направление (сценическая речь и актерское мастерство):
- развитие творческого воображения, фантазии;
- развитие внимания;
- раскрепощение ребенка;
- развитие речевого аппарата, четкой дикции;
- образность и эмоциональность подачи текста;
- культура поведения на сцене.
танцевальное направление:
- формирование чувства ритма;
- навыки исполнения основных танцев, движений, фигур;
- постановка корпуса, рук, головы, ног (управление собственным телом).
В начальный период работы детям дается возможность «пофантазировать, поиграть ролями», войти в образ. Иногда перед разучиванием мюзикла, я показываю детям небольшой фрагмент настоящего спектакля. Это вызывает огромный интерес.
При работе над спектаклями особое внимание уделяется одной из основных составляющих жанра — движению с одновременным исполнением песен. Все песни персонажей подбираю удобные в исполнении и разучивании, написанные с учётом особенностей и возможностей детского голоса.
Работу над движениями и пластикой веду поэтапно. На первых занятиях мы с детьми все превращаемся то в одного героя, то в другого, вспоминаем их повадки, поведение. Для каждого персонажа подбираю музыку в жанре, соответствующем его характеру. Некоторые элементы рождаются в процессе совместной импровизации, причем дети многое могут подсказать сами.
Уже в процессе работы становится ясно, кому какие можно доверить роли. В отличие от музыкальной сказки в мюзикле каждый ребенок солист, не важно, какую роль он играет. В мюзикле нет главных и второстепенных ролей. Потому что каждый персонаж мюзикла это весомая, выразительная музыкальная и театральная линия.
И, конечно же, большое значение имеет оформление спектакля. Декорации и костюмы изготавливаются совместно с педагогами и родителями артистов и без особого труда могут быть подготовлены в любом детском саду.
Когда дети участвуют сами в создании мюзикла, они полноправные участники, актеры. У каждого ребенка в мюзикле есть своя роль, он является активным участником сказочного действия, а не просто пассивным зрителем. Это способствует развитию его коммуникации, творческой активности. Преодолевая страх перед публичным выступлением, ребенок ставит себя на место своего героя, действует в соответствии с его характером, общается с другими участниками мюзикла. Играя своего героя, выражая его эмоции, ребенок учится переживать собственные чувства и принимать их у других.
- Полезные эффекты от реализации проекта
- Созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности;
- У детей развились певческие и танцевальные способности;
- Сформировано эмоционально-положительное отношение к театральному искусству и определенный опыт собственной театрально-игровой деятельности;
- Родители получили необходимые педагогические знания о театрализованной деятельности детей, её значимости в развитии ребенка;
- Создано единое пространство «семья – детский сад»;
- Повысился культурный уровень дошкольников и их родителей.
Будем ли мы продолжать работу в этом направлении? Безусловно. Творить, танцевать и петь – это наш вектор к самостоятельной и инициативной творческой личности ребёнка. А ведь именно это направление положено в основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Так держать!
Сценарий мюзикла «Аленький цветочек»
Сценарий мюзикла «Спящая красавица»
Сценарий мюзикла «Белоснежка и 7 гномов»
Сценарий мюзикла «Царевна-лягушка»
Методическая разработка «Театральные игры и упражнения для дошкольников»
Мюзикл «Аленький цветочек»
Мюзикл «Белоснежка и 7 гномов»
Мюзикл «Царевна-лягушка»
Мюзикл «Спящая красавица«